Если ещё несколько десятилетий назад алкоголизм считался проблемой людей зрелого возраста, зачастую выходящих на пенсию и не знающих, чем занять свободное время, то сегодня эта проблема начинает проявляться гораздо раньше.
Тревожные статистические данные показывают, что алкогольная зависимость всё чаще затрагивает молодёжь и подростков, начиная с 12-летнего возраста.
По данным РНПЦ психического здоровья, алкогольная зависимость остаётся одной из наиболее серьёзных проблем в Беларуси, затрагивающей около 145 тысяч человек, среди которых есть даже школьники.

Первое знакомство с алкоголем чаще всего происходит именно в школьные годы, на вечеринках или дискотеках. В этом возрасте подростки сильно подвержены влиянию сверстников и социальной среды, что формирует у них представление об алкогольных напитках как о неотъемлемой части «взрослой» жизни. Алкоголь воспринимается ими как некое средство, открывающее двери в мир свободы и радости. Школьники думают, что алкоголь делает их более взрослыми и стараются не отставать от сверстников. Это желание вписаться в коллектив, быть «как все», становится одним из основных факторов, побуждающих их употреблять спиртное. Постепенно расширяется круг поводов для употребления запрещенных напитков: в поисках «уличных приключений», для поднятия настроения или в качестве досуга «от нечего делать».
Иногда подростковая алкогольная зависимость — это не только желание быть частью группы. При помощи спиртного школьники пытаются справиться со своими проблемами. Они испытывают стресс, связанный с учёбой, ожиданиями родителей и общими жизненными проблемами. Привычка может привести к регулярному пьянству — подростки начинают «отдыхать» по выходным, а затем у них появляется потребность выпивать даже чаще, чем 2–3 раза в неделю.
Такая ситуация неизбежно сказывается на учебной деятельности и эмоциональном состоянии. Постепенно алкоголь становится нормой, от которой трудно отказаться. На этом фоне снижается успеваемость, прерывается обучение в школе или техникуме и, как следствие, теряется перспектива на будущее. В то время как в начале употребления алкогольные напитки вызывают лишь кратковременную эйфорию, со временем у ребят вырабатывается устойчивость к ним. В результате в организме происходят изменения, утрачиваются биологические защитные механизмы: исчезает рвотный рефлекс, не возникает отвращения к алкоголю и для достижения желаемого состояния опьянения требуется всё большее количество алкоголя.

Если у взрослых привычка к алкоголю формируется в течение 10–15 лет злоупотребления, то у подростков этот процесс может занять всего 3–5 лет. Алкоголь воздействует на систему вознаграждения мозга, временно повышая уровень дофамина и вызывая чувство эйфории. У подростков, чьи нейронные связи еще не полностью сформированы, этот эффект более выражен, и они быстрее привыкают к алкоголю, поскольку его употребление ассоциируется с положительными эмоциями. В результате, даже небольшие дозы могут вызывать сильное привыкание.
Подростки, как правило, не понимают, насколько алкоголь может быть опасен для организма, как физически, так и психологически. У них возникает иллюзия контроля над ситуацией, они воспринимают любые проблемы за условные «неприятности», которые можно быстро преодолеть при помощи спиртного.
Как же помочь ребёнку?
Для начала следует осознать, что подросток перенимает установки, поведение и ценности, которые уже существуют в семье. Родители — это первые и наиболее значимые авторитеты. Поэтому необходимо помнить о собственном поведении, ведь любое слово и действие, которые мы совершаем, влияют на формирование его взглядов. Если в доме не принято употреблять алкоголь или это происходит в умеренных и ответственных рамках, то вероятность того, что у ребёнка возникнет зависимость, снижается. Способность родителей правильно управлять своими эмоциями, справляться со стрессом без алкоголя и вести здоровый образ жизни станет важным сигналом для ребёнка о том, что это является нормой.
Выражение любви и поддержки — ещё один важный аспект. Каждый ребёнок нуждается в безусловной любви, принятии и внимании. Он должен знать, что его любят не за высокие оценки или достижения, а просто так. Находите время для совместных занятий, прогулок или просто бесед. Такие моменты помогают создать доверительную атмосферу, в которой ребёнок будет чувствовать себя в безопасности. Когда он знает, что родитель всегда на его стороне, меньше подвержен искушению искать «утешения» в алкоголе.

Также важно открыто говорить о вреде алкоголя. Это касается не только физических последствий, но и социальных и психологических аспектов. Можно использовать соответствующие ситуации и примеры, чтобы донести до ребёнка всю серьёзность проблемы. Рассказывайте о том, как алкоголь влияет на поведение человека, может привести к негативным последствиям в жизни и затруднить отношения с окружающими. Содержание разговора должно быть адаптировано к возрасту ребёнка: если речь идёт о малыше, это может быть простое объяснение, а подростку можно предложить сложные, но важные вопросы для размышления. Такой подход формирует у ребёнка критическое мышление по отношению к алкоголю.
Контроль за окружением ребёнка также важен в процессе воспитания. Родители должны внимательно следить за тем, с кем и где общается их чадо. Опасные компании могут оказать значительное влияние на выбор подростка. Это не значит, что нужно полностью изолировать его от сверстников, но важно обсуждать с ним его друзей, их ценности и форму общения.

При этом необходимо создать вокруг ребёнка атмосферу открытости и доверия, чтобы он был готов делиться своими переживаниями и проблемами. Если он почувствует, что может обратиться к родителям за помощью в трудную минуту, то, скорее всего, будет искать решения своих проблем в здоровой форме, а не с помощью алкоголя.
Воспитание — это непрерывный процесс, в котором важны как действия, так и слова. Мы можем говорить о правильных ценностях, но если наше поведение противоречит этим идеям, это может негативно сказаться на ребёнке. Поэтому родителям самим нужно следовать установленным нормам и быть примером.
В медицинском центре Нордин лечение алкогольной зависимости проводится методом эмоционально-стрессовой психотерапии — кодирование по Довженко, в результате которого снимается тяга к алкоголю и формируется стойкое равнодушное отношение к предмету зависимости. Проводит лечение врач-психотерапевт, нарколог Антон Дмитриевич Сайков. Своевременное обращение к врачу-психотерапевту Ваш шанс изменить Вашу жизнь и жизнь близких Вам людей к лучшему. Записаться на приём по лечению алкогольной зависимости в Минске можно по номеру телефона +375 29 696 76 20.